Мировой рынок авиастроения

Сейчас мировой рынок авиастроения https://planebase.ru/ является достаточно насыщенным, конкуренция на нем идет не между отдельными компаниями, а между авиационными государствами. Для обеспечения конкурентной устойчивости своих позиций на мировом рынке эти государства в последние годы немало сделали на путях структурной консолидации и международной интеграции национальной авиапромышленности, повышение технологического уровня проектирования и производства самолетов, оказание активной финансовой поддержки авиастроителям. Произошли последовательные реструктуризация и слияние компаний-авиапроизводителей в США и Западной Европе, в результате чего в этих регионах осталось лишь по одной компании по созданию и производству гражданских пассажирских самолетов вместимостью более 100 мест — Boeing и Airbus. Россия также обнародовала планы создания единой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), на которую возлагается задача обеспечения выхода страны в пятерку ведущих мировых производителей авиатехники.

Не осталась в стороне от интеграционных процессов и авиационная отрасль Украины. Неотложная потребность в них диктуется острой необходимостью организационной и технологической перестройки отрасли для обеспечения содержания марки «Ан» на передовых позициях на мировом рынке транспортных и региональных пассажирских самолетов, предназначенных для работы в сложных эксплуатационных условиях. Результатом перестройки должна стать появление эффективной современной индустриальной структуры, способной достичь в ближайшее десятилетие объема производства на уровне не менее 200 воздушных судов в год (что на порядок больше сегодняшнего). Только с таким производственным потенциалом отрасль может рассчитывать на успешное участие в обновлении имеющегося парка самолетов марки «Ан» устаревших моделей, которых сейчас в мире эксплуатируется около 7000 единиц.

Первым знаковым событием на этом пути стало подписание в 2005 году Указа Президента Украины и принятия двух постановлений Кабинета Министров, которыми была основана Государственная авиастроительная корпорация «Национальное объединение «Антонов». В корпорацию вошли четыре авиастроительных предприятия — АНТК им. Антонова, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, государственное предприятие «Киевский авиационный завод «Авиант» и государственное предприятие «Завод 410 гражданской авиации». Разработана проект Концепции інтенси-фикации серийного производства самолетов предприятиями отрасли, которая предусматривает комплексное развитие кооперации «Антонов» на 2006-2010 годы, трансформацию производства, рационализацию и оптимизацию схем производственной кооперации. Проект содержит задачи расширения рынков сбыта продукции, наращивания объемов производства и капитализации предприятий, обновления и дальнейшего развития сети гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания, создание и освоение серийного производства новых моделей самолетов семейства «Антонов».

В течение затяжного трансформационного периода в авиастроительной отрасли накопилось немало острых вопросов, без решения которых трудно надеяться на успех в достижении целей, что обозначены выше:

1. Разработка и утверждение государственного задания в отношении определения ниши на мировом авиационном рынке, которую надо отстаивать или осваивать заново. Эта работа требует предварительного проведения объективного качественно-количественного анализа данных мониторинга фактического состояния позиций украинских авиапроизводителей на мировом рынке и тенденций его развития на перспективу.

2. Определение формата производственной структуры. Включение в состав корпорации «Антонов» лишь четырех предприятий системообразующего типа можно воспринимать лишь как первый шаг в направлении реформирования отрасли, поскольку остается вне внимания вопросы налаживания кооперации с другими хозяйствующими объектами отрасли (по двигателестроению, статистическими и тому подобное), которых насчитывается более сорока единиц. Следует провести тщательное обследование и «санацию» предприятий из этого ряда, положение которых остается спорным.

В этом следует ориентироваться на положительный опыт лидера мирового самолетостроения европейской корпорации Airbus, которая достигла лидерства прежде всего благодаря внедрению в рамках своей организационной структуры полного технологического цикла авиастроения: от технологической разработки до сервисного обслуживания и эксплуатации.

3. Определение формы собственности. Сейчас и сама корпорация «Антонов», и все ее участники имеют государственный статус. Такая форма собственности не является привлекательной для развития международного кооперирования труда, а именно транснациональная организация построения ведущих компаний мира в значительной мере обеспечивает им конкурентное преимущество на глобальном рынке, где задействованы огромные объемы частного инвестиционного капитала и доминирует государственно-корпоративная собственность.

Затем следует поставить на повестку дня создание условий по обеспечению эффективного сотрудничества корпорации с инвесторами и партнерами других стран и различных форм собственности. Первым шагом на этом пути может быть стандартная процедура преобразования государственной корпорации в открытое акционерное общество.

4. Консолидация корпорации. Для успешного функционирования корпорации на внешнем рынке следует предусмотреть выполнение комплекса мероприятий, которые бы обеспечивали поддержание доверия рынка к продукции украинских авиапроизводителей и фирменного знака «Антонов» в целом, формирование имиджа корпорации как современного ведущего разработчика и поставщика высоко-качественной авиационной техники, способного и надежного делового партнера.

Для этого необходимо:

* устранить причины, следствием которых еще год назад имели место постоянные споры и судебные тяжбы между нынешними участниками корпорации (в частности, между АНТК им.Антонова и Харьковским авиазаводом), что не способствовало росту интереса зарубежных стран к развитию контактов с украинскими авиастроителями;

* максимально усилить вертикаль управления корпорацией, направить ее на соберет-ния и укрепления собственного авиационного производства, вывода авиационной промышленности Украины на путь самостоятельного развития, а не превращения ее в составную часть авиапромышленности других государств;

* повысить роль заводов в составе корпорации, предоставить им статус главных производителей продукции марки «Антонов»; для этого следует возобновить производство на заводе «Авиант» модернизированной версии самолета Ан-124;

* для обеспечения построения эффективной системы продаж отечественной авиатехники создать в составе корпорации «Антонов» лизинговую компанию по мировым образцом с долевым участием государства и иностранных банков, с которыми во время формирования корпорации были проведены соответствующие переговоры;

* обеспечить организационные и финансовые условия для выполнения Генерального соглашения между НАН украины и АНТК им.Антонова от 20.09.06 о долгосрочном научно-техническом сотрудничестве в направлении создания и внедрения в авиационную промышленность Украины высоких наукоемких технологий в области авиационного материаловедения, прочности конструкций самолетов, газоаеродинаміки, электронной техники и прочее.