Гадания были таким же необходимым признаком богослужений, как сами молитвы и жертвоприношения.
Обряды гаданий основывались на веровании, что божество и без воли человека раскрывает ему будущее. Гадая на будущее, славянин-язычник спрашивал божество, во-первых, о том, что будет, а чего не будет, что ему делать, а что не делать; во-вторых, о том, что именно должно быть и что он должен делать. Ответ на первый вопрос был коротким: да или нет, и отгадывался из разных несложных знаков; ответ на второй вопрос отгадывался из знаков значительно более сложных, и чем короче, неопределеннее был, тем больше зависел в своем объяснении от воли того, кто объяснял.
Понятно, что гадание первой разновидности использовалось чаще. Оно было гаданием по жребию, довольно часто использовавшемуся славянами. Кроме гаданий по жребию, было, очевидно, и многие другие, судя по тому, что в народных предрассудках осталось довольно много способов гаданий, и хоть не все они остались от языческих времен, все же многие из них не могли иметь другого источника.
Были также у славян гадания, в которых волю божества хотели выведать не по какому-то жребию, одному из двух противоположных, но в положительном ответе, одному из многих возможных. Кстати, гадания онлайн доступны на страницах нашего специализированного сайта.
О существовании такого обряда гадания, как гадание, вспоминает Масуди. Также Нестор рассказывает, что волохи предсказали Олегу смерть: «Призва Олегъ волхвы своя и рече имъ: скажите мы, что смерть моя. Ониже р?я, смерть твоя отъ любимаго твоего коня»[165], и т. п. Несколько подобных предсказаний записано летописцами и в более поздние времена. В Стоглаве читаем: «волхвы и по зв?здамъ и по планитамъ смотрят за мной». Поверье о том, что кукушка предсказывает, сколько кому жить лет, имело во времена языческие чисто религиозный смысл.
Читая показания, что рассматривают вопрос, в каких случаях использовались гадание, следует отметить, что гадания в понимании язычников славян составляли чрезвычайно важную часть богослужений и имели влияние на жизнь частную и общественную; гадание решали все самое важное для отдельного человека и для целого народа, даже назначение обрядов и богослужений. Храмы и божества, которым в них поклонялись, уважали тем больше, чем больше было в народе веры в пророчества, которые в них совершались. О выборе невесты при помощи жребия читаем и в «Слове о полку Игореве»: «на седьмомъ в?ц? Трояны вр?же Всеславъ жребий о д?вицю себ? любу».
Понимание важности гадания и гадания осталось и по сей день. Жребий имел религиозное значение. Гаданием решали дела общественные, походы и сражения сухопутные и морские. Гадания с помощью жребия и объяснения предсказаний заменяли во многих случаях решение ума, сердца и закона, ибо славянин желал отдать то высшей воле, что было выше, чем воля человеческая.