Совет Газпрому и Миллеру: «Зенит» без миллионеров-иностранцев не умрет, а внутри страны трубы заработают

Совет Газпрому и Миллеру: «Зенит» без миллионеров-иностранцев не умрет, а внутри страны трубы заработают

Сейчас в стране две главные темы — это ситуация на Украине и санкции. А именно то, как Россия с ними справится.

Самые большие баталии идут в последние дни вокруг вопроса об оплате российского газа за рубли недружественными России странами. Всех волнует сама система расчетов, дошло до того, что некоторые эксперты предложили создать в России новую платежную единицу.

Но если разобраться, все это детали.

Во-первых, потому что ситуация рано или поздно в той или иной степени уляжется.

А, во-вторых, на газовый вопрос надо смотреть шире. Что вообще ждет газодобывающую промышленность России в будущем? Как ей в условиях перманентного давления существовать и развиваться?

Комментирует один из главных инициаторов создания и реализации программы по освоению Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции и строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», газопровода «Сила Сибири», экс-президент Якутии Вячеслав Штыров:

«СП»: — Ситуация с оплатой на российский газ недружественными России странами, видимо, рано или поздно разрешится. А что дальше?

— Вопрос «что дальше?» на самом деле очень важен. Потому что Европа поставила себе цель избавляться от российских энергоносителей. Это решение носит геополитический характер, европейцы не хотят быть зависимыми от энергетических ресурсов России. А что не менее важно, у них на повестке дня стоит проблематика так называемой «зеленой экономики», которая предполагает полный отказ от использования ископаемого углеродного топлива.

То есть и без событий на Украине Европейский союз намечал отказ от ископаемых энергоносителей. От нефти, угля, но и от газа тоже. Европейцы допускают, что газ будет использоваться, но в очень ограниченном масштабе для покрытия только экстремальных пиковых нагрузок.

В этой связи совершенно справедливо ставится вопрос о том, что будет с газовой промышленностью России. Надо срочно принимать меры по ее сохранению и развитию.

«СП»: — Какие могут быть решения?

— Я думаю, должно быть несколько главных направлений работы.

Первое — это, конечно же, газификация населенных пунктов страны. В Европу газ мы поставляем, Киргизию на сто газифицировали, а в России, по последним данным, доступ к газу имеют чуть более 70% потребителей. Но это средний процент, а в ряде субъектов он не дотягивает и до 20%. Поэтому газификация населенных пунктов и производств — это первоочередная задача.

По этому вопросу некоторые решения приняты, есть президентские поручения, разработаны программы. Но все решения надо пересмотреть, поставить перед собой задачу (за исключением отдаленных населенных пунктов) газифицировать населенные пункты на сто процентов по всей стране.

Второе. Надо переводить на газ транспорт. Причем, не только автомобильный транспорт, но и железнодорожный и авиационный в том числе. Ведь еще в Советском Союзе были созданы опытные образцы самолетов гражданской авиации, которые работали на газовом топливе. К этому надо возвращаться.

Третье — газопереработка и газохимия. Если оглянуться вокруг, в любом помещении, в котором мы находимся, почти все сделано из полимеров. Это же и есть использование углеводородного сырья — нефти, газа. Эта отрасль у нас, включая отрасль производства удобрений, имеет неограниченные возможности для того, чтобы использовать их. Кстати, это касается и угля тоже.

Четвертое — экспортный потенциал надо не потерять. А для того, чтобы не потерять, надо переориентировать отрасль на новые рынки и способы ее доставки.

«СП»: — Как это сделать?

— Во-первых, надо начинать проект «Сила Сибири-2» — строительство газопровода из Ямало-Ненецкого автономного округа в Китай. Это вполне реальный проект, который надо проектировать и строить. Надо проработать и варианты строительства магистральных газопроводов на юг — в Индию, Пакистан.

Но есть еще одно важнейшее перспективное направление — надо расширять производство сжиженного природного газа для транспортировки его по всему миру. У нас есть удачный опыт — работает порт «Сабетта». А надо немедленно создавать такой же второй порт, такой же мощности, там же — на Обской губе на Гыданском полуострове. Надо создавать мощности по СПГ в Индиге — это Ненецкий автономный округ. Строить там глубоководный порт (место позволяет) и завод по производству СПГ.

На Дальнем Востоке, из Якутии надо вести газовую трубу в Аян, на побережье Охотского моря для продажи в страны АТР в сжиженном виде.

«СП»: — А какие механизмы могут быть для решения этих задач?

— Вот я перечислил основные направления развития газовой промышленности России, по которым надо двигаться. Но возникает два вопроса. Первый — время. Когда все это делать? Время у нас есть примерно до 2030 года, когда Европа наметила окончательный отказ от российских энергоресурсов. Его надо плотно использовать.

Второй вопрос — где брать деньги? Во-первых, внутри самого Газпрома. Надо прекратить заниматься всякой чепухой: покупать сверхдорогих легионеров для футбольного клуба «Зенит», где скоро ни одного русского не останется. Или, к примеру, Лахта Центр компания построила в Санкт-Петербурге и гордится, что это самое высокое здание в Европе. Для чего это? Для тщеславия, что ли?

Сейчас надо жить в условиях мобилизационной экономики и каждую копейку мобилизовать на реализацию главных для страны программ.

Надо пересмотреть государственные программы газификации населенных пунктов в сторону увеличения их финансирования.

Можно воспользоваться специальными механизмами — режимами особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития и другими. Для размещения в них объектов газопереработки и газохимии.

Если уж на то пошло, то можно сделать целевую эмиссию денежных средств для реализации этих проектов и создать особые механизмы их использования, чтобы они не вызвали инфляцию на потребительских рынках. Эти механизмы работали когда-то и у нас, и за рубежом.

Время не ждет, надо действовать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика