Что такое ГБО для авто

Периодически о газ вспоминали, но в основном локально, из-за недостатка жидкого топлива, как в СССР, например. Впервые глобальный интерес к газу вернулся с началом первой в истории цивилизации энергетического кризиса в начале 1970-х. Страны Европы попали под удар из-за недостатка собственной добычи нефти. Благодаря развитию малого бизнеса, наибольшее развитие в создании ГБО состоялся в Италии. Из семейных мануфактур того времени образовалось большинство известных нам сегодня крупных производителей оборудования. Кстати, модульную АГЗС вы можете приобрести на страницах нашего специализированного сайта.

Ранняя технология

Газобаллонное оборудование 1-го и 2-го поколений является простой комбинацию баллона и редуктора-испарителя, в котором баллонный давление (15-16 атм.) снижается до рабочего (1-1,3 атм.). Принцип работы исключительно прост: газ поступает к карбюратору за счет разрежения во впускном коллекторе. Автомобили на водороде

Для удобства впрыскивания применяют проставку под карбюратор или вообще врезают штуцер в корпус карбюратора.

В этих поколений была также одна сложность, которая связана с переохлаждением испарителя, – при резком снижении давления пропан-бутан переходил из сжиженного состояния в газообразное. Процесс сопровождался значительным снижением температуры. Чтобы корпус редуктора не перемерзав, через него пропускали антифриз из системы охлаждения.

Для нормальной работы ГБО изначально настраивают подачу газа на холостом ходу, а затем регулируют работу двигателя на высоких оборотах. Через субъективность оценки настройки «на глаз», корректно настроить систему без специального оборудования практически невозможно. Именно поэтому и встречаются негативные отзывы, мол, на газе мощность автомобиля существенно падает. На деле же виноват настройщик или сам автовладелец, который пытается «отрегулировать» систему. Вследствие этого состав смеси становится некорректным, а значит, нарушается режим ее сгорания.

Современное ГБО

С появлением технологических двигателей и совершенных систем впрыска проблема усугубляется – ошибки настроек обходятся дороже, а их последствия проявляются быстрее. Производители газового оборудования начали совершенствовать технологию, главным образом, колдуя со способом подачи газа и дозированием впрыска. Сначала появилось ГБО с механическими форсунками. Но скорость их срабатывания очень уступала скорости открытия/закрытия бензиновых форсунок, поэтому вскоре появились электромагнитные форсунки, которые принципиально не отличаются от бензиновых. Вопрос только в пропускной способности и давления топлива. Первый показатель для газовых форсунок является высшим через объем газа, а второй – ниже, потому что распылять газ в парообразном состоянии не нужно.

Система работает так:

  • пропан поступает к редуктору – в порівнянянні с предыдущей технологией принцип не изменился;
  • редуктор-испаритель выдает постоянное давление через фильтр, партубки и MAP-сенсор на газовые форсунки;
  • по сигналу электронного блока управления (ЭБУ) шток форсунки открывается, и газ через врезку в коллектор подается к цилиндрам.

Как видите, газобаллонное оборудование обновилось управляющим блоком – это важнейший этап эволюции. Чтобы не вмешиваться в работу штатного блока управления (БУ) и не провоцировать « Check engine», одной из задач, которые выполняет ЭБУ, является маскировка наличии параллельной топливной системы. То есть БУ «не знает», что машина работает на газе, потому что при переключении в газовый режим ЭБУ перекрывает подачу бензина, но продолжает информировать БУ, что бензиновые форсунки работают. Еще одна функция ЭБУ – перехватывать информацию от штатных датчиков и отправлять на штатный блок управления нужные сведения.

На деле все происходит проще, чем звучит, потому что сотрудничество БУ и ЭБУ основывается на принципе ведущий-ведомый. Управляющий блок ГБО управляет газовыми форсунками на основе коррекций бензиновых алгоритмов, которые формируются и фиксируются в момент настройки. Да-да, здесь роль мастера-налаштувальника не меньше, чем в предыдущих поколениях, но настройки получаются более точными, потому что основаны на данных БУ, а не на субъективных ощущениях мастера настройки.

Схема ГБО 5

Как происходит установка ГБО?

Под конкретный двигатель подбирается оптимальная комплектация оборудования – форсунки и редуктор должны соответствовать мощности двигателя. С опытом выработались алгоритмы монтажа: каждый агрегат ГБО имеет на борту авто свое место, заранее известно, где разместить редуктор-испаритель, кронштейн для форсунок и ЭБУ. От места расположения зависит правильность и долговечность работы агрегатов. Также важным является место врезки и угол наклона узлов. Длина патрубка от форсунки до врезки играет огромную роль.

Из универсальных операций отметим расположение газового баллона и выносного заправочного устройства.

Тороидальный баллон монтируют в нишу запаски или подвешивают снаружи вместо запасного колеса. Цилиндрические баллоны в легковых машин размещаются в багажнике. Автовладелец может сам решить: сосуд какой конфигурации использовать. На скорость, как говорится, не влияет, а вот на практичность и запас хода – еще как. При необходимости специалисты предоставят рекомендации. В любом случае, не стесняйтесь задавать вопросы.

Газовая магистраль высокого давления прокладывается по днищу авто, повторяя контур бензинового топливопровода. А вот компоновка подкапотного пространства автомобилей отличается. Именно здесь и пригодятся не только опыт, но и инженерная мысль. Оборудование должно устанавливаться с учетом того, что автомобиль будет обслуживаться после установки ГБО, и дополнительная система своим расположением не должна мешать штатным устройствам. Когда специалист знает до миллиметра, что и где размещать, то время монтажа ГБО заметно сокращается, а качество остается на высоком уровне.