Как работает климат-контроль в автомобиле и чем отличается от кондиционера

Комфорт в автомобиле обеспечивается не только свойствами подвески и количеством регулировок кресел. Всё это быстро отойдёт на второй план, если температура в салоне станет невыносимой, причём неважно с каким знаком по шкале Цельсия.

Как работает климат-контроль в автомобиле и чем отличается от кондиционера

В подобной атмосфере ездить просто небезопасно, водитель потеряет концентрацию, а пассажиры ещё больше отвлекут его от управления своими жалобами. В напряжённом трафике одной из самых важных систем автомобиля становится климатическая.

Что называется климат-контролем в машине

Кондиционеру в автомобильном салоне скоро предстоит отметить вековой юбилей, а отопитель (печка) ещё старше. Но идея совместить все их функции в единой установке относительно свежая.

Как работает климат-контроль в автомобиле и чем отличается от кондиционера

Связано это с необходимостью широкого применения управляющей электроники для работы в автоматическом режиме.

Все три функции установки должны работать в комплексе:

  • охладитель салонного воздуха (автокондиционер);
  • отопитель, всем известная печка;
  • система вентиляции, поскольку микроклимат в салоне требует закрытых окон и слежения за обновлением воздуха, например, регулировки его влажности и загрязнённости.
  • Как только подобная автоматическая система была разработана и серийно установлена на машины, её назвали климат-контролем.

    Удачное название полностью отражает суть нововведения. Водителю уже не надо управлять рукоятками печки и кондиционера, за этим проследит автоматика.

    Виды систем

    Источники тепла и холода вполне традиционны, это испаритель кондиционера и радиатор отопителя. Их мощность всегда достаточна и мало кого интересует в численном выражении. Поэтому потребительские качества установок классифицируются по количеству зон регулирования температуры в салоне.

    Это интересно: Чистка автокондиционера простым и дешевым способом

    Самые простые системы – однозонные. Внутреннее пространство для них едино, подразумевается, что климатические пристрастия у водителя и пассажиров одинаковые. Регулировка производится по одному набору датчиков.

    Как работает климат-контроль в автомобиле и чем отличается от кондиционера

    Двухзонные системы выделяют пространства водителя и переднего пассажира как индивидуально настраиваемые объёмы. В автоматическом режиме для них температура устанавливается отдельными ручками или кнопками с соответствующей индикацией.

    Не всегда получится нагревать водителя, при этом замораживая пассажира, но разница температур достаточно существенная, чем дороже и сложнее автомобиль, тем она может быть больше.

    Дальнейшее расширение количества зон регулирования обычно заканчивается на четырёх, хотя ничто не мешает сделать их больше.

    Трёхзонный регулятор выделяет заднее сиденье полностью, а четырёхзонный обеспечивает раздельное регулирование для правого и левого пассажиров заднего отсека. Естественно, установка при этом усложняется и цена удобства растёт.

    Отличия климат-контроля и кондиционера

    Кондиционер с точки зрения управления устроен значительно проще, но настолько же сложнее в настройке. Водителю приходится вручную регулировать температуру, скорость и направление потоков холодного воздуха.

    При этом управляя и автомобилем в целом. В результате можно отвлечься от дороги и попасть в неприятную ситуацию. Или забыть подкорректировать температуру и незаметно простудиться на сильном сквозняке.

    Как работает климат-контроль в автомобиле и чем отличается от кондиционера

    Климат-контроль всего этого не требует. Достаточно выставить температуру на дисплее по каждой из зон, включить автоматический режим и забыть о существовании системы. Разве что в самом начале отдать предпочтение потокам на остекление, но многие системы и сами с этим справляются.

    Устройство климат-контроля

    В едином блоке размещается всё необходимое для нагрева и охлаждения воздуха:

  • радиатор отопителя, в котором циркулирует охлаждающая жидкость двигателя, имеющая высокую температуру;
  • испаритель кондиционера, примерно такой же радиатор, в рабочем режиме имеющий температуру хладагента около нуля градусов;
  • вентилятор, приводимый электродвигателем с регулируемой скоростью вращения и создающий общий поток воздуха через радиаторы;
  • система воздуховодов и автоматических заслонок;
  • внутрисалонный воздушный фильтр, часто с угольной и антиаллергенной очисткой;
  • устройство управления с пультом, датчиками и дисплеями отображения информации.
  • Как работает климат-контроль в автомобиле и чем отличается от кондиционера

    Воздух может забираться снаружи или изнутри салона (рециркуляция). Последний режим полезен при экстремальных внешних температурах или сильном загрязнении за бортом.

    По теме: Почему в машине кондиционер дует теплым воздухом

    Система может отслеживать даже забортную температуру и количество солнечной энергии, проникающей в салон. Всё это учитывается устройством управления при автоматической оптимизации потоков.

    Как пользоваться системой

    Для включения климат-контроля достаточно нажать кнопку автоматической работы и выставить желаемую скорость вентилятора. Температура задаётся механическими или сенсорными регуляторами, после чего она высветится на дисплее. Остальное сделает электроника.

    Как работает климат-контроль в автомобиле и чем отличается от кондиционера

    При желании можно принудительно включить кондиционер, для чего имеется отдельная кнопка. Это полезно в случае, когда температура невелика, но требуется снизить влажность воздуха. Испаритель сконденсирует и отберёт часть воды.

    Системы в разных автомобилях отличаются, могут быть применены и иные управляющие кнопки. Например, принудительное перераспределение потоков вверх или вниз, управление рециркуляцией и прочее.

    Что такое кнопки Econ и Sync

    Не совсем понятен функционал специальных клавиш Econ и Sync. Они имеются не на всех системах. Первая из них служит для оптимизации работы кондиционера, когда у автомобиля наблюдается недостаток мощность или надо экономить топливо.

    Муфта компрессора чаще размыкается, и его ротор перестаёт нагружать двигатель, а обороты холостого хода падают. Эффективность кондиционера снижается, но такой компромисс иногда полезен.

    Как работает климат-контроль в автомобиле и чем отличается от кондиционера

    Кнопка Sync означает синхронизацию работы всех зон многозонной системы. Она превращается в однозонную. Управление упрощается, нет необходимости выставлять исходные данные по всем выделенным пространствам.

    Преимущества и недостатки

    Плюсы климат-контроля известны каждому, кто им пользовался:

  • за погодой в автомобиле следит не водитель, а комплекс точных датчиков, оперативно подающих команды на все изменения внешних условий;
  • температура выставляется один раз, её не надо вручную регулировать по мере прогрева или охлаждения салона;
  • направления потоков подбираются оптимальным образом, отсутствуют сквозняки;
  • постоянная работа охладителей и нагревателей в оптимальном режиме заметно экономит расход горючего;
  • незаметно для водителя включаются и выключаются дополнительные устройства, если они установлены, например, электрические нагреватели в особо экономичных автомобилях с низким собственным разогревом двигателя.
  • Недостатком является повышенная сложность и высокая цена оборудования. Разобраться в нём в случае отказа тоже затруднительно, потребуется квалифицированный персонал.

    Тем не менее, практически все автомобили снабжаются именно такими автоматическими регуляторам температуры в салоне, редкие исключения остаются только в самых базовых комплектациях наиболее бюджетных моделей. Разница только в сложности аппаратуры и количестве датчиков и воздуховодов с автоматическими заслонками.

    Источник

    oppp.ru

    Добавить комментарий

    Яндекс.Метрика