Классификация грузовых перевозок

В перевозочном процессе обычно различают техническую и коммерческую эксплуатацию железнодорожного транспорта.

Техническая эксплуатация регламентирует внутреннюю деятельность железных дорог, которую совершают их работники без участия отправителей и получателей грузов и пассажиров. В сферу технической эксплуатации входят безопасность и график движения поездов, организация вагонопотоков, техническое нормирование, использование локомотивов, вагонов и др.

Нормы и положения ее изложены в Правилах технической эксплуатации железных дорог Украины (ПТЭ), а также в инструкциях, утверждаемых Мпс.

Коммерческая эксплуатация определяет внешние связи железнодорожного транспорта с другими отраслями народного хозяйства, предприятиями и отдельными лицами, которые пользуются им. В сферу деятельности коммерческой эксплуатации входят планирование перевозок, прием к перевозке грузов от отправителей и выдача их получателям, документальное оформление перевозок, хранения, погрузки, выгрузки грузов и механизация погрузочно-разгрузочных работ, разработка правил и условий перевозок, организация контейнерных и пакетных перевозок, тарифы и расчеты за перевозки, обеспечения сохранности перевозимых грузов, эксплуатация складского, весового и холодильного хозяйств, транспортно-экспедиционное обслуживание, арендная и договорная дела, связь с промышленным железнодорожным транспортом, организация контрольно-ревизионной работы. Подробнее про грузовые перевозки по Украине читайте на страницах нашего специализированного сайта.

К коммерческой эксплуатации относится также организация перевозок пассажиров и багажа.

Правовая основа коммерческой эксплуатации — Устав железных дорог Украины, а также правила и условия перевозок, издаваемые в его развитие Укрзализныцей.

Обеспечение сохранности грузов и ускорение доставки их из пунктов производства в пункты потребления имеют важное народнохозяйственное значение и является главной задачей коммерческой эксплуатации.

Перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются в следующих видах сообщений: местному — в пределах одной железной дороги, прямом — с участием двух и более железных дорог, прямом смешанном — с участием двух и более видов транспорта (морского, речного, автомобильного и воздушного). Перевозки в прямом смешанном сообщении производится по единому перевозочном документа, составляется на весь путь следования груза. Уставом железных дорог предусмотрено железнодорожно-водное, железнодорожно-автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное и другие сообщения. Кроме того, грузы могут перевозится в прямом международном сообщении — по одному перевозочном документу с участием железных дорог двух и более государств и в прямом смешанном международном железнодорожно-водном — по одному перевозочном документу с участием железнодорожного и водного транспорта двух и более государств.

В зависимости от количества груза, предъявляемая по одной накладной, перевозки выполняются: мелкими, малотоннажными, повагонними, групповыми и маршрутными отправками.

Мелкой отправкой считается партия груза массой от 20 кг до 5 т и объемом не более 1/вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площадки чотиривісної платформы, в отдельных случаях допускается по разрешению начальника станции за счет плановых норм грузоотправителей мелкая отправка массой 10 т. Малотоннажная отправка — массой от 10 до 20 т и объемом не более половины вместимости вагона. Повагонна отправка требует отдельного вагона. Групповой отправкой считается партия груза, для которого требуется предоставление более одного вагона, но меньше маршрута. Для маршрутной отправки предоставляется количество вагонов, что соответствует норме маршрута (поезда) по массе.

В зависимости от срочности доставки груза перевозят грузовой, большой и пассажирской скорости: грузовая — в обычных грузовых поездах; большая — в ускоренных грузовых поездах, курсирующих на направлениях, установленных Укрзализныцей; пассажирская (грузобагажом в багажных вагонах пассажирских поездов или в почтово-багажных поездах. Вид скорости определяет и указывает в перевозочном документе отправитель.

В зависимости от способов перевозки, вида тары и конструкции упаковки грузы подразделяются на следующие виды:

— тарно-штучные. Их принимают к перевозке и сдаются получателю по количеству мест или штук, указанному в накладной, или массе, указанной на грузовых местах (ценные грузы);

— навалочные, перевозимые без счета мест повагонними отправками. В накладной указывают массу груза (угля, руды, удобрений, битума и др.), перевозят на открытом подвижном составе;

— насыпные, завантажуванні в вагоны без упаковки, насыпью (зерно, отруби, комбикорма и др.). Их перевозят в крытых универсальных или специализированных вагонах;

— наливныекоторые перевозятся в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах и специальных контейнерах (нефтепродукты, кислоты, масла, спирты). Перевозки грузов навалом, насыпью и наливом без тары мелкими и малотоннажными отправками не принимаются.

Яндекс.Метрика